В 2020 году в Законе «О противодействии коррупции» был введен институт антикоррупционного комплаенса с целью предотвращения коррупции и соблюдения антикоррупционного законодательства в квазигосударственных организациях.
Сегодня комплаенс-службы работают в более чем 6 тысячах таких организаций. С 2022 года они стали независимыми от исполнительных органов и подчиняются только высшему органу управления.
С 2023 года Антикоррупционная служба координирует деятельность служб и разрабатывает Единое типовое положение. Координация включает методологическую поддержку, обучение и обмен информацией.
Также, в 2023 году проведено более 10 конференций и семинаров для повышения квалификации комплаенс-офицеров. В каждом регионе созданы «Школы антикоррупционного комплаенса», где эксперты проводят обучение.
За прошлый год комплаенс-офицеры выявили более 2,2 тысяч коррупционных рисков. Среди них 70 случаев конфликта интересов и 5 фактов найма сотрудников с коррупционным прошлым. По всем случаям приняты соответствующие меры.
В целях совершенствования данного института Антикоррупционной службой проводится работа по автоматизации комплаенс-процессов. Это обеспечит снижение рисков, улучшение процессов отчетности и контроля, повышение прозрачности и эффективности.
В целом, институт антикоррупционного комплаенса в Казахстане развивается, а принимаемые меры способствуют повышению корпоративной честности и снижению коррупционных рисков.
По материалам антикоррупционной службы