Install the application:
1) Open the website in Safari
2) Click save
3) Add to home screen
Генеральный директор АО «Машиностроительный завод им. С.М. Кирова» ответил на вопросы о планах развития

Генеральный директор АО «Машиностроительный завод им. С.М. Кирова» Ахмет Ислам Боленханулы рассказал о текущей ситуации на предприятии и о дальнейших планах его развития.

Беседует Камилла Орманбетова

Какая история у предприятия и чем оно живет сегодня?

В октябре 2022 года мы отметили 80-летие завода. 26 октября 1942 года – считается днем его основания.

В целом история завода, развитие его производства в полной мере определялись событиями прошедших лет и задачами, стоявшими перед страной и Республикой.

В годы Великой отечественной войны заводу в короткий срок потребовалось освоить выпуск большой номенклатуры оружия и вооружения для нужд фронта. Поэтому, уже в 1943 году завод приступил к изготовлению первых образцов морского оружия и подготовке их к испытаниям в реальных условиях.

В послевоенное время завод развивался как ведущее предприятие судостроительной промышленности по интенсивному обновлению номенклатуры выпускаемого оружия, и широкому серийному производству различных механизмов для кораблей и подводных лодок.

Помимо продукции оборонной промышленности развивалось также производство гражданской продукции. Был освоен выпуск многих наименований изделий для нужд сельского хозяйства, мукомольной и пищевой промышленностей.

Заводом было освоено производство множества товаров народного потребления: от производства запасных частей для сельскохозяйственной техники, зернопогрузчиков, токарных станков для школьных мастерских, стиральных машин, утюгов, газовых плит, посуды, мясорубок, соковыжималок, сувенирной продукции, мебели, настольных сейфов, физиотерапевтических медицинских лазеров, лазероимпульсных стоматологических установок, озонаторов для медицинских нужд, компрессоров для холодильных установок, до поставок собственного цветного и стального литья на предприятия Республики. Выпускаемая продукция поставлялась в различные Республики СССР, а также во многие страны дальнего зарубежья.

На сегодняшний день предприятие является прибыльным, ежегодно начисляются дивиденды, выплачивается налог на прибыль. Главное, что мы сумели сохранить свою основную специализацию – производство изделий для морских судов. На сегодняшний день предприятие оказывает услуги по ремонту различных изделий. Кроме того, завод производит и поставляет запасные части, приспособления, агрегаты и изделия для военных, и гражданских морских нужд.

У нас есть большие возможности для более высокого экспортного потенциала оказываемых услуг и производимой продукции за счет расширения географии стран, с которыми возможна кооперация. Для этого планируется большая работа по обеспечению предприятия высококвалифицированными кадрами за счет кооперации с ведущими научно-исследовательским институтами разных стран, проведение обучения и стажировок наших специалистов.

Планируется ли расширение производства?

Коллектив на постоянной основе прорабатывает возможности организации производства различных продуктов. На данный момент мы ведем переговоры о возможности локального производства запасных частей и компонентов для нужд автомобильной автосборочной промышленности.

По вопросу гражданских производств ведутся переговоры по освоению производства безопасных ограждений для автомагистралей, частичное участие в проекте по созданию электронных промышленных детонаторов. Также мы рассматриваем возможность организации производства электрической двухколесной техники, также предприятие продолжает работу по производству мобильных спиральных барьеров, специальных барьеров безопасности для ЧС, бронированные кабельные наконечники для ДЗО АО «НАК «Казатомпром».  

Что планируется в части улучшения социального положения работников предприятия?

Нужно четко понимать, что инфраструктура, оборудование и все прочее что есть на предприятии ничего не стоит без людей, которые тут работают. Поэтому мне, как руководителю, необходимо постоянно улучшать условия для коллектива. В машиностроительной отрасли в целом есть большая нехватка квалифицированных кадров, и мы просто обязаны реагировать на эту данность. Учитывая современные тенденции, есть острая необходимость внутреннего развития предприятия, и в этих целях мы планируем постепенно внедрять критерии экологического, социального и корпоративного управления.

В рамках работы по улучшению социального положения работников, планируем проводить очень много различной работы, от элементарного обеспечения горячим питанием, направления перспективных молодых специалистов на стажировки на предприятия, предоставление медицинского социального пакета, до возможного предоставления социальной помощи с покупкой жилья, в рамках программ с АО «Отбасы Банк».

В целом вопросы, касающиеся социального положения работников завода всегда в приоритете у руководства предприятия. По поручению АО «НК «Казахстан Инжиниринг» в текущем году мы увеличили заработные платы на 10 %, а в следующем году планируем еще на 20 %.

В чем заключается основная специализация завода на сегодняшний день?

Ранее основной специализацией завода являлось производство морского оружия и изделий морского подводного назначения. Завод являлся военным, то есть входил в состав предприятий военно-промышленного комплекса страны.

В настоящее время акцент смещен на производство и поставки изделий, нацеленных на ремонт, а также на их модернизацию. Производство оружия не ведется. Завод не является предприятием ОПК Казахстана.

Однако завод на постоянной основе прорабатывает возможности организации производства различных изделий.

Нами ведутся переговоры о возможности локального производства запасных частей и компонентов для нужд автомобильной автосборочной промышленности. Помимо этого, прорабатываются вопросы по организации производства безопасных ограждений для дорог общего пользования, сборке оборудования, используемого в аэропортах, изготовлению запасных частей и узлов для нужд железных дорог, производству изделий для коммунальных хозяйств, различной продукции для горно-рудных и нефтяных предприятий.

Основными критериями отбора проектов выступают, внутренние ресурсы завода, объемы рынков, маржинальность производства, потенциал экспорта.   

Завод является государственным? Планируется ли его приватизация и передача в частный сектор?

Завод является государственным и входит в состав АО «НК «Казахстан Инжиниринг». Предприятие включено в план приватизации Правительства до 2025 года. Однако, здесь есть определенные нюансы, без понимания которых нельзя сделать какой-либо правильный вывод.

Исторически так сложилось, что деятельность завода выработала свою определенную уникальность, и у Казахстана, как государства, есть обязательство перед партнерами по сохранению специализации завода. В связи с чем, для любого частного инвестора, заинтересованного в приватизации, данное обстоятельство будет обязательным к исполнению.

К тому же, земельный участок, на котором расположен завод, не является собственностью предприятия, а передан Акиматом города Алматы на возмездное долгосрочное пользование до 2029 года, в связи с чем, для потенциального инвестора данный факт будет являться существенным фактором для оценки.    

Область деятельности предприятия специфична, ввиду географического положения страны, отсутствия морской инфраструктуры и активности местного бизнеса в морях. Всё это существенно сужает круг потенциальных инвесторов, заинтересованных в приватизации предприятия.

На данный момент конкретных лиц, заинтересованных в приватизации, нет. С другой стороны, сейчас мы сами прорабатываем возможности партнерских бизнес коопераций в части совместных проектов с компаниями стран ближнего и дальнего зарубежья. В основном данная возможная кооперация покрывает такие вопросы как обмен технологиями, совместные проекты, новые решения и продукты в рамках основной специализации завода.

Существует мнение, что часть территории завода будет передана частным коммерческим структурам. Так ли это?

Нет, это не так. Некоторые лица пытаются манипулировать общественным мнением, высказывая ложную информацию.

Как упоминалось ранее, завод является собственностью государства, входит в состав Национальной компании АО «Казахстан Инжиниринг». Чтобы что-то «передать частным структурам», необходимо приять решение с согласованием курирующего министерства, в нашем случае это Министерство Индустрии и Инфраструктурного Развития РК. Далее, при положительном решении о выставлении объекта на приватизацию, необходимо провести оценку предприятия, после необходимо известить о планируемом аукционе, на котором должны быть как минимум два заинтересованных лица, далее методом повышение цены происходит определение победителя аукциона.

Как было упомянуто ранее, земельный участок предоставлен Акиматом города Алматы в виде возмездной, долгосрочной аренды до 2029 года. Передача земельного участка невозможна без остановки деятельности завода, что, в свою очередь, противоречит взятым на себя обязательствам по сохранению специализации предприятия.

Каждый обсуждаемый сценарий передачи территории завода частным коммерческим структурам имеет под собой свои внутренние сложности и противоречия, которые дают понимание того, что просто так передать кому-то предприятия не получится.

Есть также вопрос о передислокации предприятия за пределы центра города, но это очень сложный и непростой процесс.

Для нас самое главное – сохранить и развивать специалистов, людей, компетенции и производственные возможности.

Хочу вас заверить, что ни у меня, ни у руководства нашего акционера, нет никаких намерений или желаний передавать завод под очередной бизнес-центр и жилой комплекс. Об этом говорил и председатель «Казахстан Инжиниринг» и другие коллеги. Будем дальше развивать производство и наши кадры!

Торговый центр «Мега Парк» расположен на бывшей территории Завода? Что еще стоит на его бывшей территории? И насколько велика территория, переданная в частные руки?

Согласно официальной информации, общая территория завода составляла 38,2 гектара. Однако часть территории была передана сторонним организациям. Таким образом, часть территории, порядка 17,8 гектара отчуждена.

Касаемо вопроса того, что находится на бывшей территории завода, то список получается внушительным, в том числе: ТРЦ «Мега Парк», ТОО «МБМ Кировец», жилой комплекс «Атлант» (10 многоквартирных высокоэтажных жилых домов), жилой комплекс «12 месяцев» (12 многоквартирных блоков), 13 объектов компании ТОО «Бат-Коттон», ТОО «Allux», ТОО «Сурмерген», ТОО «КазБарит».

Принимая во внимание то, как отличаются изначальная территория завода с сегодняшней, то получается, что все объекты, имевшие доступ к проезжим частям (выходящие на проспект Сейфуллина и на улицу Макатаева), были отчуждены. Сегодня завод практически не имеет прямого соприкосновения с данными улицами.

Это было сделано в период 2010-2016 гг. На данный момент компания прорабатывает и изучает законность данных сделок.

Благодарю за беседу!

Вернуться назад