Интервью с Председателем правления АО «НК «Казахстан Инжиниринг» Абдрахмановым Темиржаном Кайратовичем на тему развития гражданских производств на военных заводах.
АО «НК «Казахстан Инжиниринг» - многопрофильный машиностроительный холдинг, в составе которого действует 14 производственных предприятия в разных регионах страны. Основные направления – производство и ремонт вооружения и военной техники, сборка и ремонт вертолетов, ремонт самолетов, производство морских и речных судов. Холдинг освоил производства современных беспилотных систем, а также различные виды техники для нефтегазовой и железнодорожной отрасли. Согласно консолидированной отчетности чистый доход компании за 2022 год составил 5,1 млрд тенге при объеме реализации 58,7 млрд тенге. В структуре холдинга работает 4000 человек.
Можно ли производить гражданскую продукцию на военных заводах?
Я бы выразил это так: на современных и хорошо оборудованных заводах возможно изготавливать широкий спектр продукции – от гражданской до военной. Границы между военными и гражданскими заводами уже размыты.
В советские времена на военных заводах, по некоторым утверждениям, выпускались даже бытовые товары, такие как чашки, ложки и посуда. Но не забываем, что военные заводы в то время скрывали свою деятельность из-за холодной войны, ведя своеобразную конспирацию.
На танковом заводе конечно можно производить посуду, но для этого требуется дополнительное оборудование, цехи и специалисты. Лично я считаю, что пора забыть о делении на военные и гражданские заводы и двигаться вперед по новой парадигме. Любой завод может производить разнообразную продукцию, просто некоторые имеют лицензию на военное производство и могут под контролем государства выполнять определенные заказы.
Наш холдинг «Казахстан Инжиниринг» претерпел трансформацию из чисто оборонного в многопрофильный машиностроительный холдинг. Однако исторически мы всегда занимались гражданской продукцией. Некоторые гражданские активы были проданы в рамках приватизации государственных активов, к примеру насосный завод АО «Мунаймаш». Сейчас выпускаем от запасных частей к вагонам до робототехники: подвеска маятниковая, различные виды клиньев, трубная продукция, газозапорная арматура, роботы для тушения пожаров и многое другое. Если будет большой заказ, можем и сковородки выпускать. Около 20% заказов это чисто гражданская продукция.
На современных станках с ЧПУ (CNC machines), при правильной настройке, наличии соответствующей оснастки и, самое главное, документации, можно произвести все что угодно. Нужны технологи-программисты, это самое главное.
В советские времена развивать гражданскую продукцию было проще из-за плановой экономики и большого внутреннего рынка. Да и военную продукцию тоже. Некоторые ветераны отрасли с ностальгией вспоминают времена больших объемов и заказов. Но даже в период, когда холдинг был частью Самрук-Казына, мы заключали прямые договоры с заказчиками в рамках так называемых внутрихолдинговых закупок, что существенно помогало обеспечить заводы заказами.
Сейчас мы сталкиваемся с вызовами рыночной конкуренции и участвуем в тендерах на равных условиях, на общих основаниях. Благодаря регулируемым закупкам с требованиями по казсодержанию, например, от Самрук-Казына, мы получили контракты на нефтегазовое оборудование, что способствовало возрождению утерянных производств и созданию дополнительных рабочих мест. Есть пример с Казмунайгазом и его дочерними организациями, с созданием реальных рабочих мест. Это очень воодушевляет.
Однако, есть плохие примеры, связанные с нашим участием в обычных государственных закупках, например, в поставках компьютерной техники. Конкуренция с дешевыми импортными товарами и фирмами-однодневками, а также с учениками «тендерных мастерских», оказывается невозможной. Мы столкнулись с ситуацией, когда из-за необоснованных обвинений от одной фирмы наш завод стоял без работы несколько месяцев. Хотя мы в конечном итоге доказали свою правоту, бюджет уже был секвестрирован, что привело к тому, что заказчик не получил товар, и мы остались без работы. Хорошо запомнил название этой фирмы «BSB Trade and Advertising», с которой в настоящее время ведутся разбирательства и уголовные дела по факту мошенничества, но уже по другим кейсам.
А как работают такие заводы в мире?
Что касается международного опыта, стоит обратить внимание на рейтинг «Defense News Top 100». Примеры таких компаний, как Boeing, №5 в рейтинге прошлого года – 46% выручки от военных продаж, то есть почти половина. Это самолеты С-17, вертолеты Apache и Chinook. А к примеру, у Airbus, №12 в рейтинге – всего 20% выручки от военных продаж. Акционер Air Astana, британский BAE Systems, заработал 96% на военных продажах. Казалось бы, чисто гражданская компания Honeywell, получает 13% дохода от военной продукции на 4,5 миллиарда долларов США. Даже японский FUJITSU продает военную продукцию на 450 миллионов долларов США.
Успешное ведение бизнеса не ограничивается только военными заказами. Нет явных ограничений между военным и гражданским производством. В рыночной экономике подход простой – «называй меня как хочешь, главное деньги плати».
Сейчас даже наблюдается тренд в сторону военных производств и продаж. Все-таки, к сожалению, в мире достаточно большой спрос…
Давайте рассмотрим примеры наших соседей. Курганский машиностроительный завод занимается производством боевых машин, но также успешно диверсифицировал свою продукцию, включая коммунальные машины, автомобильные прицепы и тягачи-лесовозы. То же самое относится и к Заводу № 9 в Екатеринбурге, который основным направлением имеет артиллерийские орудия, но также разнообразил свою продукцию, производя железнодорожные оси для скоростных поездов «Ласточка». Концерн «Калашников», хотя специализируется на военном оружии, также производит - биатлонные винтовки, катера, лодки и беспилотники. В целом, провели очень хорошую диверсификацию производства.
Таким образом, несмотря на основное направление военного производства, диверсификация продукции в сторону гражданских товаров является вполне возможной и успешной стратегией. Это позволяет не только укрепить позиции на гражданском рынке, но и обеспечить более устойчивое развитие любой компании.
Тогда очевидно, что и все наши заводы должны производить продукцию для рынка и быть успешными?
Все крупные заказчики в нашей стране при проведении своих закупок руководствуются законами и правилами. Некоторые из них прямо поддерживают развитие казахстанского производства (Самрук-Казына и гособоронзаказ), а другие нацелены на создание конкурентной среды без каких-либо приоритетов (госзакупки, закупки недропользователей, крупных частных компаний и т.д.).
Честно скажу, что нашему холдингу, нашим государственным заводам, с огромной социальной нагрузкой и расходами, работать в рыночных условиях очень сложно, практически невозможно. В то же время мы гордимся тем, что несмотря на трудности с заказами, своевременно выполняем все обязательства перед работниками.
Конечно, в том числе благодаря государственным оборонным заказам, которые регулируются специальным законом, в который, кстати, вносятся изменения с целью дальнейшего развития отечественных предприятий. Принимая во внимание поручения Президента, мы высказали дополнительные предложения о включении императивных норм для приоритета отечественных производителей в конкретных категориях продукции. Тогда не возникало бы спора с выбором импортной техники, и заводы устойчиво и стабильно развивались. На основе закона также можно было бы развивать внутристрановую ценность через точечную локализацию сырья и материалов, к примеру, развить производство ткани для военной формы. Однако, к сожалению, заказчики не всегда это осознают.
Поддержка со стороны государства, как в случае с Самрук-Казына, очень помогает – алгоритм закупочной системы выстроен так, что если есть отечественный производитель по выбранной номенклатуре, невозможно закупить другое. Выиграть в обычных государственных закупках, где приходится конкурировать с дешевым импортом и фирмами-однодневками, очень трудно.
Крупные недропользователи и крупные частные компании, к сожалению, все еще закрыты от реальных производителей. Высказываются намерения о сотрудничестве, но до конкретных контрактов не доходит. Отрицательные ответы часто мотивируются тем, что наша цена выше рыночной. При таком отношении, у наших заводов пропадает желание спорить и доказывать, что у нас сырье импортное, социальные обязательства большие, налоги платим «в белую» и так далее.
Эта война между заказчиками и поставщиками, наверное, никогда не прекратится, если в закупочном законодательстве не будут понятные и конкретные, повторюсь, императивные, однозначные, нормы о заключении договоров именно с казахстанскими производителями. Под председательством Премьер-министра недавно состоялся форум по казсодержанию, на котором крупные заказчики обещали все-таки контрактоваться с казахстанскими производителями. В то же время много закупок скрыты в работах и услугах, где частный подрядчик самостоятельно определяет у кого покупать. А в таких случаях уже ничего не сделать с простой человеческой алчностью – максимально сэкономить на закупе, чтобы побольше заработать с тендера.
Есть и другая проблема – ограниченный, маленький рынок сбыта. Наши технологические партнеры, к примеру, турецкий гигант Aselsan, предоставили нам лицензии и документацию на производство средств связи. Покрывая весь наш рынок, завод загружен всего на 20%. Для себя лично ставлю одной из приоритетных задач – освоение новых рынков сбыта, развитие современной дистрибьюторской и дилерской сети, по крайней мере в странах ближнего зарубежья. Но также будем реалистами и будем считать экономическую целесообразность.
В конечном итоге, сталкиваясь с вызовами современной экономики, мы приходим к выводу, что необходимо стремиться к разнообразию производства и гибкости в реагировании на изменения в рыночных условиях. Работа на машиностроительных заводах включает в себя свои трудности, но также предоставляет возможности для развития и успешной диверсификации продукции. Главное не загонять себя в рамки только военных или только гражданских производств.
Подводя итог нашей беседы, хотел бы развеять один миф – на патронном заводе производить макароны или сигареты невозможно! Некоторые заводы лучше не отвлекать сторонними заказами.