Install the application:
1) Open the website in Safari
2) Click save
3) Add to home screen
Продолжение серии аналитических материалов Председателя Правления компании – «О методологической базе закупок»

Ранее мы подробно разбирали возможности машиностроительных заводов производить гражданскую и военную продукцию (ссылка на статью - https://ke.kz/ru/press-center/news/4954/), также рассмотрели перспективные и рентабельные проекты и компании (ссылка на статью - https://ke.kz/ru/press-center/news/4975/).

Сегодня я бы хотел вернуться к основе – методологии закупок. Эту тему я затрагивал в своей статье примерно полтора года назад (https://ke.kz/ru/press-center/news/2253/). С тех пор, методологическая база кардинально не изменилась, принципы и подходы остались прежними. К сожалению, все также нет конкретных императивных норм, стимулирующих развитие действующих и создание новых производств в Казахстане.

При личных коммуникациях с заказчиками или представителями уполномоченных органов формируется абсолютная уверенность в том, что все они поддерживают развитие в Казахстане собственных производств и компетенций. Когда задаешь вопрос: «Хотели бы Вы , чтобы развивалась наша промышленность, создавались рабочие места, воспитывались современные инженеры и технологи?», все в один голос отвечают – «Да». Но, когда просишь дать контракт, отправляют участвовать в процедурах согласно действующему законодательству и методологии. Это означает - тендер, бюрократия, понижение цен, влияющее на качество, боязнь принять решение...

Не было бы совершенно никакого возмущения у казахстанских производителей, если бы все процедуры были открытые, понятные для участников, электронные, с приоритетом для казахстанских производителей, с акцентом на качество и оценкой по совокупной стоимости владения и долгосрочными понятными планами.

Выделю несколько основных проблем для казахстанских производителей и поставщиков услуг:

1) Боязнь заказчиков принимать решения в пользу казахстанских производителей.

Недавно было хорошее интервью заместителя Агентства по делам государственной службы о том, что государственным служащим выгодно не принимать решения – ( https://kaztag.kz/ru/news/dolzhnostnym-litsam-v-kazakhstane-vygodno-ne-prinimat-samostoyatelnye-resheniya-adgs?utm_source=facebook&utm_medium=cpc ).

В вопросах закупок эта боязнь увеличивается десятикратно. Заказчик, предположим, истинный патриот, который хочет купить именно казахстанскую продукцию, имея на это методологичесую возможность, к примеру, купить из одного источника по авторскому праву (ст.39 Закона о госзакупках), все равно, из-за страха ответственности за выбор, объявит тендер на общих основаниях, потому что «завтра придут и спросят». Даже если поставщик - казахстанский государственный завод, страх принять решение преобладает.

2) Отсутствие императивных норм права в действующем законодательстве, обязывающих закупать казахстанское.

Государственный оборонный заказ регулируется Законом «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе» в рамках которого разработаны следующие НПА, которые, по моему личному мнению, существенно бюрократизируют процессы:

  • Приказ и.о. Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 13 апреля 2020 года № 197 «Об утверждении Правил оказания государственной услуги «Выдача лицензии на осуществление деятельности по ликвидации посредством уничтожения, утилизации, захоронения и переработке высвобождаемых боеприпасов, вооружений, военной техники, специальных средств»;
  • Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития РК от 29 августа 2019 г. №675 «Об утверждении правил предоставления мер государственной поддержки организациям оборонно-промышленного комплекса»;
  • Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 3 сентября 2019 года № 687 «Об утверждении Правил сертификации и выдачи сертификата организации по техническому обслуживанию и ремонту авиационной техники государственной авиации»;
  • Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 7 ноября 2019 года № 829 «Об утверждении правил организации и проведения научных исследований в рамках государственного оборонного заказа»;
  • Приказ Министра индустрии и инфраструктурного развития Республики Казахстан от 20 ноября 2019 года № 862 «Об утверждении Правил проведения испытаний результатов опытно-конструкторских и технологических работ»;
  • Приказ Министра обороны Республики Казахстан от 18 августа 2022 года № 684 «Об утверждении Правил взаимодействия структурных подразделений Министерства обороны, Генерального штаба и Вооруженных Сил Республики Казахстан при формировании государственного оборонного заказа и осуществлении государственных закупок в интересах Министерства обороны Республики Казахстан»;
  • Постановление Правительства РК от 14 октября 2019 №759 «Об утверждении правила формирования, размещения и выполнения государственного оборонного заказа»;
  • Постановление Правительства Республики Казахстан от 31 октября 2019 года № 812 «Об утверждении правила осуществления контроля за качеством выполнения государственного оборонного заказа в организациях независимо от форм собственности»;
  • Постановление Правительства Республики Казахстан от 29 ноября 2019 года № 896 «Об утверждении правил оборота и вооружения и военной техники»;
  • Постановление Правительства РК от 17 октября 2019 №772 «Об утверждении правил ценообразования на товары (продукцию) военного назначения, товары (продукцию) двойного назначения (применения), работы военного назначения и услуги военного назначения в рамках государственного оборонного заказа»;
  • Постановление Правительства РК от 6 ноября 2019 №832 «Об утверждении правил передачи, реализации, ликвидации, посредством уничтожения, утилизации, захоронения и переработки неиспользуемого имущества, а также предоставления в имущественный наем (аренду) неиспользуемых оборонных объектов»;
  • Постановление Правительства РК от 26 января 2023 №48 «Об утверждении правил передачи имущества между правоохранительными и специальными государственными органами, Вооруженными Силами Республики Казахстан, другими войсками и воинскими формированиями во время введения чрезвычайного или военного положения на всей территории Республики Казахстан и в отдельных ее местностях».

На мой взгляд, для эффективного развития промышленности нужны следующие механизмы:

  • Императивные нормы по выбору и заключению договоров с отечественными предприятиями.

Действующие нормы Закона РК «Об оборонной промышленности и государственном оборонном заказе» и отсутствие ответственности, предусмотренной законами, позволяют заказчикам оборонной продукции по своему усмотрению выбирать способ закупок между двумя системами: через оборонный заказ или государственные закупки. Это недопустимо. Необходимо вводить административную ответственность за несоблюдение последовательных процедур выбора поставщиков в первоочередном порядке среди отечественных производителей, а после иными способами.

При этом выбор должен быть не только по конкретным характеристикам, а по категориям. Помню одну историю из гражданского снабжения, как производитель состоял в реестре только по производству «дивана прямого» (получал заказы от госзаказчиков), а вот угловой диван покупали у иностранных перекупщиков, потому что его в реестре не было.

  • Долгосрочные закупки (более трех лет) с индексацией цен - основной, действенный инструмент развития заводов. Текущий подход не позволяет планировать долгосрочную загрузку заводов, развитие в перспективе. Заключение долгосрочных договоров было бы выгодно как с процедурной точки зрения, так и способствовало бы кластерному развитию производств.

В законодательстве нужно заменить слова «вправе заключать договоры сроком более 1 года» на «обязан заключать…».

Глава Государства 1-го сентября выступил с посланием «Экономический курс Справедливого Казахстана», определив в качестве приоритета «всемерное укрепление оборонно-промышленного комплекса, который в развитых государствах играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности. Важнейшей задачей является создание цикла производства с высокой долей локализации, позволяющей снизить зависимость от импортных поставок… Нужно укрепить производственные мощности по оперативному ремонту техники, усилить поддержку отечественных предприятий…… Важно также наращивать объем отечественных товаров в регулируемых закупках и полноценно запустить систему офтейка».

В Законе необходимо предусмотреть обязательность заключения офтейк-контрактов на оборонную продукцию и недопустимость в одностороннем порядке внесения в заключенный офтейк-контракт изменений по уменьшению объема закупки и снижению цены контракта.

К примеру, нашим заводам могли бы дать офтейк-контракт на дроны. Мы точно можем сами производить и собирать (конечно, с поставками некоторых комплектующих из Китая), имеется готовый прототип – дрон «Каракус». Вместо этого, новый очередной тендер в госзакупках за номером G11678062-1 с технической спецификацией полностью под дрон DJI «Matrice».

Как мне кажется, работа в этом вопросе должна проводиться в рамках документов Системы государственного планирования Республики Казахстан. Согласно пункту 6 Системы государственного планирования в Республике Казахстан, утвержденной постановлением Правительства РК от 29 ноября 2017 года № 790, Президент Республики Казахстан обращается с ежегодным Посланием народу Казахстана. Положения Послания, а также поручения Президента Республики Казахстан являются основанием для разработки и корректировки документов Системы государственного планирования. К таким документам система относит Стратегию развития Казахстана до 2050 года, Национальный план развития Республики Казахстан, иных. Определение в таких документах долгосрочного (более трех лет) планирования оснащения и модернизации оборонных ведомств станет основанием для заключения офтейк-контрактов.

  • Цифровизация. Переход в электронную плоскость позволит сократить сроки формирования и исполнения заказов, переведет взаимоотношения заказчиков и исполнителей в машиночитаемый формат, расширит возможности анализа данных, сделает более прозрачными процедуры формирования заказов и выбора исполнителей и даст возможность анализировать закуп. Нужно отметить положительный опыт системы «Самрук-Казына».
  • Включение объединения юридических лиц (консорциумов) в число потенциальных исполнителей заказов. Объединение финансовых возможностей, объединение компетенций и продуктивное распределение ролей, прав и обязанностей внутри участников, распределение рисков исполнения принятых обязательств позволят увеличить локализацию. К примеру, консорциум по легкой промышленности: один поставщик производит ткань, другой пуговицы, третий мех, четвертый все это отшивает.

Правила ценообразования - это отдельная большая проблема, на тему которой можно написать диссертацию.

3) Отсутствие стратегического видения и долгосрочного планирования, отсутствие консолидации, стандартизации, унификации. Отсутствие централизации.

Выбор закупа очень зависит от личных предпочтений первого руководителя, заказчика или уполномоченного лица. Абстрактный пример – «умею эксплуатировать ВАЗ 21213, знаю, как ремонтировать, поэтому будем брать только ВАЗ 21213».

Реальные примеры из госзакупок:

В настоящий момент объявлено 5 разных тендеров на поставку патронов для территориальных подразделений государственных органов, с разными техническими заданиями, бюджетами, объемами, сроками. В одном из них в названии лота уже указан производитель «БПЗ» (Барнаульский патронный завод).

Как должно быть:

- проводится анализ долгосрочной потребности, сравнивается потребность с возможностью казахстанской промышленности; закупается консолидированный большой объем с едиными техническими требованиям; там, где возможности отечественной промышленности не позволяют, выделяются деньги на развитие НИР и ОКР для создания собственного, тем временем, срочные потребности перекрываются поставками от иностранных партнеров.

Премьер-Министр страны в своем выступлении обратил внимание на развитие отечественного производства – «Необходимо увеличить долю производимой в Казахстане продукции, будем запускать в полной мере систему офтейк-контрактов». На днях Премьер-Министр посетил патронный завод и дал задание всем субъектам закупать казахстанскую продукцию.

Под большие консолидированные долгосрочные объемы заказов наша промышленность могла бы увеличить локализацию за счет производства собственного сырья. Если взять патроны – это могло бы стать производство латунной ленты.

Также ниже приведу высказывания и поручения Президента, которые могли бы стать основаниям для адаптации законодательства под развитие казахстанской промышленности.

– Глава государства в своем Послании народу Казахстана «Экономический курс Справедливого Казахстана» 1 сентября 2023 года в качестве приоритета определил «всемерное укрепление оборонно-промышленного комплекса, который в развитых государствах играет ключевую роль в обеспечении национальной безопасности.» [1]

– Важнейшей задачей является создание цикла производства с высокой долей локализации, позволяющей снизить зависимость от импортных поставок. Наша армия должна быть обеспечена высокотехнологичным вооружением и военной техникой, в том числе бронетехникой, беспилотными летательными аппаратами, современным стрелковым оружием. Нужно укрепить производственные мощности по оперативному ремонту техники, усилить поддержку отечественных предприятий. Соответствующая материально-техническая база, компетенции и кадры у нас имеются. Им нужны заказы от соответствующих ведомств. Следует продолжить работу по трансферту современных технологий и локализации новых производств, - сказал Токаев в послании народу Казахстана.

– Государство совместно с крупными предприятиями должно «замкнуть» производственный цикл в стране … Важно также наращивать объем отечественных товаров в регулируемых закупках и полноценно запустить систему офтейка… Предстоит упростить и сократить закупочный процесс, обеспечить принцип приоритета качества над ценой, то есть поставить эффективный заслон от демпинга, а также осуществить полную автоматизацию процедур. … В результате доля казахстанского содержания в регулируемых закупках в течение трех лет должна превысить как минимум 60%.

Сейчас многие страны активно применяют меры по защите внутреннего рынка. На протекционистскую промышленную политику перешли даже развитые государства. Государство обязано защищать отечественных производителей. Это не сигнал для закрытия нашей экономики от внешнего мира: она должна оставаться открытой, но с учетом интересов национального бизнеса, – подчеркнул Президент.

На заседании Правительства под председательством бывшего Премьер-Министра РК Алихана Смаилова 26 апреля 2022 года были рассмотрены вопросы развития импортозамещения.

– По поручению Главы государства готовится Программа импортозамещения до 2025 года, в рамках которой планируется доведение доли казахстанского содержания до 60 %. Это даст импульс развитию новых производств, позволит создать 116 тыс. новых рабочих мест,[2] — сказал Алихан Смаилов. 

В этой связи акиматам регионов совместно с министерствами индустрии и национальной экономики поручено обеспечить своевременное подведение инфраструктуры для реализации проектов импортозамещения. 

Во время принятия участия в церемонии вручения государственных наград 6 мая 2022 года Касым-Жомарт Токаев заявил о высокой важности оборонной способности страны.

– В условиях геополитической нестабильности, новых вызовов и угроз мы должны быть готовы отстаивать свои национальные интересы, защищать суверенитет и территориальную целостность государства. Поэтому укрепление оборонного потенциала всегда будет нашим важнейшим приоритетом,[3] – убежден Касым-Жомарт Токаев.

Власти Казахстана нацелены последовательно усиливать оборонный потенциал республики. Об этом 22 октября 2022 года заявил Касым-Жомарт Токаев на церемонии присвоения высших воинских и специальных званий.

– Чтобы сохранить нашу священную Независимость, мир и согласие в стране, мы будем последовательно укреплять наш оборонный потенциал, совершенствовать деятельность всего силового блока. Комплексная социальная поддержка всех, кто стоит на страже наших национальных интересов и стабильности в обществе, всегда будет приоритетом государственной политики,[4] - заявил Президент.

19 апреля 2023 года под председательством Президента Касым-Жомарта Токаева состоялось расширенное совещание по вопросам социально-экономического развития страны.

– Важнейшим приоритетом является наращивание собственного производства…Уровень локализации следует неуклонно повышать, идти от простого к сложному. Такие примеры уже имеются, но есть также факты подмены понятий за счет ложной локализации. Это ведет к субсидированию импорта, что нежелательно. Нам нужна подлинная индустриализация,[5] - подчеркнул Касым-Жомарт Токаев

При посещении стратегических командно-штабных военных учений «Батыл тойтарыс-2023» 5 сентября 2023 года Глава государства подчеркнул, что наша армия должна быть высокопрофессиональной, мобильной и готовой выполнять самые сложные боевые задачи.

– Для этого принципиально важно оснастить ее высокотехнологичным вооружением и качественной военной техникой, в полной мере обеспечить боеприпасами.  В своем недавнем Послании я поставил приоритетную задачу – создать цикл производства с высокой долей локализации. Бронетехника, беспилотные летательные аппараты, современное стрелковое оружие – все это мы можем и должны выпускать у себя, в нашей стране.  В целом, оборонно-промышленный комплекс должен обеспечивать надежный фундамент боеспособности нашей армии,[6] – подчеркнул Президент.

– Глава государства Касым-Жомарт Токаев на встрече с представителями отечественного бизнеса 12 сентября 2023 года заявил, что в Казахстане созданы благоприятные условия для локализации производства – предоставляются налоговые преференции и льготные кредиты, а также помощь в сбыте продукции. Однако реальная доля местного содержания при выпуске товаров пока низка.

– Мы, по сути, продолжаем субсидировать импорт. Понимаю, это естественное явление на начальном этапе становления производств, поэтому относимся к указанной проблеме как к болезни роста. Лучше иметь такое производство, чем никакое. Правительство должно внимательно и предметно заниматься вопросом повышения уровня локализации.[7] Импорт допускается, если в стране нет аналогичной продукции и при обязательном условии, что в течение двух-трех лет сами компании-потребители импорта или их зарубежные партнеры создадут или помогут запустить такие производства в Казахстане. Конечно, речь идет только об экономически обоснованных проектах[8], - заключил Токаев.

При посещении и ознакомлении с работой завода ТОО «Kazakhstan Paramount Engineering» 4 октября 2023 года, Глава государства особо подчеркнул перспективность развития отрасли машиностроения и призвал всемерно содействовать развитию отечественных компаний, специализирующихся в оборонной промышленности.[9]

В ходе встречи Президента с министром обороны Русланом Жаксылыковым 4 декабря 2023 года поставил перед министром ряд задач по взаимодействию с отечественными оборонными предприятиями, развитию территориальной обороны. Особое внимание было уделено вопросам исполнения государственного оборонного заказа, поступлению новых образцов авиационной техники, включая беспилотные комплексы, вооружения войск противовоздушной обороны, модернизированной бронетехники и средств связи. [10]

В выступлении на расширенном заседании Правительства 7 февраля 2024 года Глава государства Касым-Жомарт Токаев поручил придать новый импульс промышленному развитию страны.

– Приоритетную поддержку государства должны получать масштабные и инновационные проекты, закладывающие основу экономического роста на многие годы вперед. Речь идет как о модернизации действующих производств, так и о развитии совершенно новых для нашей страны секторов промышленности…Особого внимания требует задача кардинальной модернизации действующих производств,[11] - заявил Президент.

[1] https://www.akorda.kz/ru/poslanie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-narodu-kazahstana-ekonomicheskiy-kurs-spravedlivogo-kazahstana-18588

[2] https://primeminister.kz/ru/news/programma-importozameshcheniya-do-2025-goda-razrabatyvaetsya-v-kazahstane-2631455

[3] https://akorda.kz/ru/kasym-zhomart-tokaev-prinyal-uchastie-v-ceremonii-vrucheniya-gosudarstvennyh-nagrad-vysshih-voinskih-i-specialnyh-zvaniy-klassnyh-chinov-6451

[4] https://www.akorda.kz/ru/v-kanun-dnya-respubliki-prezident-prisvoil-vysshie-voinskie-i-specialnye-zvaniya-klassnye-chiny-22980

[5] https://www.akorda.kz/ru/vystuplenie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomarta-tokaeva-na-rasshirennom-soveshchanii-po-voprosam-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-strany-1934439

[6] https://www.akorda.kz/ru/glava-gosudarstva-posetil-strategicheskie-komandno-shtabnye-voennye-ucheniya-batyl-toytarys-2023-58266

[7] https://kapital.kz/economic/119020/prezident-poruchil-prinyat-mery-po-prodvizheniyu-otechestvennykh-nefteservisnykh-kompaniy-za-rubezhom.html

[8] https://tengrinews.kz/kazakhstan_news/pokazuha-ne-nujna-tokaev-o-mestnom-soderjanii-510230/

[9] https://www.akorda.kz/ru/glava-gosudarstva-oznakomilsya-s-rabotoy-zavoda-kazakhstan-paramount-engineering-493251

[10] https://www.akorda.kz/ru/glava-gosudarstva-prinyal-ministra-oborony-ruslana-zhaksylykova-4113148

[11] https://www.akorda.kz/ru/vystuplenie-glavy-gosudarstva-kasym-zhomartatokaeva-na-rasshirennom-zasedanii-pravitelstva-71442

Вернуться назад